Биография, история жизни знаменитых людей - артистов, актеров, писателей, композиторов, и других известных деятелей

Евгений Леонов, биография, личная жизнь, фото: "Я Леоновым не стал, я Леоновым родился"

Актер Евгений Леонов
Имя: Евгений Леонов (Evgeniy Leonov)

Дата рождения: 2 сентября 1926 года

Дата смерти: 29 января 1994 года

Возраст: 67 лет

Место рождения: Москва

Место смерти: Москва

Деятельность: актер театра и кино

Семейное положение: Был женат




Евгений Леонов - биография

Евгений Леонов принципиально не играл злых людей. Все его персонажи в его актерской биографии получались добрыми. Он считал, что нам остро не хватает доброты. Евгений Леонов любил повторять: «Я Леоновым не стал, я Леоновым родился».

Евгений Леонов - детство

Родился Женя Леонов в Москве 2 сентября 1926 года. Родители, как тогда писали в анкетах, из крестьян. Отец, Павел Леонов, работал на авиационном заводе, без отрыва от производства окончил авиационный институт, стал инженером. Мать работала на том же заводе подсобницей и воспитывала двоих сыновей. Женя - младший, его брат Коля - на два года старше.

Когда началась война, на завод пошли и братья. Пятнадцатилетний Женя стал учеником токаря, а затем и самостоятельно встал за станок. Те. кто видел хронику военных лет, помнят мальчишек, работавших стоя на деревянных ящиках. Женя Леонов - один из них.

Евгений Леонов в детстве

К этому времени относится эпизод, надолго запомнившийся юному токарю. Он выучил веселый рассказ писателя Ивана Горбунова, популярного в конце XIX - начале XX века. Слушатели нашлись в том самом цехе, где Женя работал. Исполнитель имел шумный успех. «Может быть, там в моей биографии и родилась у меня мечта стать актером», - написал позже Леонов. Тем не менее он поступил в авиационный техникум. Но проучился там три года и понял, что занимается не своим делом. В один из свободных дней пошел искать, где учат на артиста, и поступил на драматическое отделение Московской театральной студии.

Евгений Леонов - театр

Первым местом работы в биографии Леонова -по распределению - был театр Дзержинского района Москвы. На его сцене ровно шестьдесят лет назад он сыграл свою первую большую роль -Кольки в спектакле «Ровесники». В 1948 году его приняли в труппу театра имени Станиславского. Но долгое время молодому актеру доверяли играть лишь роли безымянных денщиков и колхозников. В кино, где Евгений вынужден был подрабатьюать, он тоже не один год играл даже не в эпизодах, а в массовке. Скромный, чрезвычайно стеснительный Леонов неумел себя «подать». Это сильно осложняло и его личную жизнь.

Евгений Леонов в юности

Евгений Леонов - биография личной жизни

В середине пятидесятых в биографии Леонова произошла встреча, изменившая многое. В августе театр Станиславского гастролировал в Екатеринбурге, тогда еще Свердловске. Две девушки-свердловчанки покупали мороженое у лоточницы на улице Ленина. К ним подошли трое молодых актеров из Москвы и завязали разговор, который начался с глупейшего вопроса:

- Скажите, сегодня мороженое холодное?

- Холодное, - ответила одна из девушек, Ванда.

«Все засмеялись, - вспоминала Ванда Владимировна. -Громче всех и заразительнее - тот, что был небольшого роста, но выше средней упитанности. Он представился: «Женя» и пригласил новых знакомых в театр».

Вечером, когда Ванда с подругой посмотрела спектакль из оркестровой ямы - других свободных мест не было. - Леонов проводил ее до дому. Назавтра она снова смотрела спектакль с его участием - из той же ямы. А на следующий день театр уезжал, гастроли закончились, и он пригласил ее в ресторан. Ванда вспоминала, что ее сестра тогда строго сказала: «Ты пойдешь по рукам! Еще студентка, а уже на третий день знакомства идешь в ресторан с артистом!»

Ванде шел двадцать первый год. она была на десять лет моложе Леонова, училась в Свердловском музыкальном училище. Женя каждый день звонил из Москвы и через полгода предложил ей приехать в столицу на зимние каникулы. Познакомил с родителями. Матери, Анне Ильиничне. Ванда явно понравилась. После этой встречи она сказала: «Женя, а ведь тебе и впрямь пора жениться. Чего век в холостяках ходить!»

Через год после знакомства Леонов вызвал Ванду в Москву - «для важного разговора». Ванда Владимировна вспоминала. что он спросил ее тогда по телефону, не прислать ли ей денег на дорогу. Она ответила, что деньги у нее есть, а сама, чтобы купить билет, продала все, что могла.

Они сходили в скромный загс на Лесной улице. Никакой фаты, подвенечного платья, шампанского. За одним столом регистрировали смерти, за другим - браки.

Мама устроила торжественное угощение. По-семейному, для родных. А вечером Женя уехал на гастроли.

Через год у Леоновых родился сын, Андрюша.

Евгений Леонов с сыном - будущим актером Андреем Леоновым

Евгений Леонов - кино

О рождении сына Леонову сообщили на съемках «Полосатого рейса». Эту свою первую киноработу в актерской биографии Леонова, принесшую ему зрительский успех, Евгений Павлович оценил строго: «Я не могу так уж записать эту роль в свой творческий актив. Это, так сказать, эпизод в биографии, определенное звено в жизни актера».

В театре Станиславского Евгений Леонов проработал двадцать лет. Считал его родным домом. Но вот не стало Яншина, «ушли» Бориса Львова-Анохина, режиссера. с которым он сдружился. Леонов ушел, но продолжал на родной сцене играть свои прежние роли. И вдруг узнал, что актеры, с которыми он работал бок о бок столько лет, попросили директора не приглашать играть Леонова: «Что у нас. своих нет?! Не такой уж он артист, чтобы быть гастролером!» И больше в театре Станиславского Евгений Павлович не появлялся.

О том, как непросто складываются актерские судьбы, написано столько, что из одних рассказов о лучших актерских работах, которые по разным причинам остались недоступны широкому зрителю, можно было бы составить несколько томов. В недавнем прошлом главными среди этих «разных причин» были идеологические. Сатирическая комедия Георгия Данелии «Тридцать три» (1966 год) весьма показательна.

История Ивана Травкина, у которого случайно обнаруживается тридцать третий зуб. что дает возможность поднять шумную кампанию, организованную по разряду «наши достижения», не вызвала восторга у чиновников Госкино. Они усмотрели в фильме критику в адрес руководства страны и клевету на советского человека. Картину стали «улучшать» самым варварским образом. Из нее вырезались отдельные фразы, куски диалогов и целые эпизоды. Изувеченный вариант фильма в Москве выпустили в прокат, что называется, третьим экраном - по клубам - и на очень короткий срок. В других городах картина не шла вовсе.

Тем не менее Георгиий Данелия назвал этот фильм большой удачей. И во многом благодяря участию в нем Леонова. Правда, поначалу Данелия предложил актеру роль склочника и прохиндея Прохорова. И только после начала съемок понял, что ошибся, и начал все заново, отдав вовсе не героического Травкина Леонову.

- Фактически я ничего не играл, - рассказывал актер позже. - Оставался самим собой. Только детей у меня стало двое и 33 зуба. Вырвали меня из семьи и поволокли по дорогам. Понимаю, это не я, актер Евгений Леонов. Это Иван Сергеевич Травкин, фигура трагикомическая, самая искренняя и самая правдивая моя роль в кино.

В «Тридцати трех» Леонов впервые спел с экрана народную, ставшую после этого по-особому знаменитой песню «Мыла Марусенька белые ноги». С тех пор эта песня, как и сам актер, превратились в талисман Георгия Данелии, суеверно убежденного: будут Леонов и «Марусенька» - будет и успех. Так оно и было.

Однако, чем популярнее становился Леонов-киноактер, тем труднее ему работалось в театре. Уйдя из «Станиславского», он перешел в театр Маяковского - к своему учителю по театральной школе Андрею Александровичу Гончарову. Здесь он за шесть лет сыграл три роли. На «Детей Ванюшина», как когда-то на Лариосика, снова ходила вся Москва.

И на «Человека из Ламанчи», где Леонов был Санчо Панчой, тоже. На экране за эти же годы Леонов появился в пятнадцати новых ролях.

«Я месяцами ждал его со съемок, - сказал позже Андрей Гончаров. - Мое «руководящее» терпение закипало и в конце концов лопнуло».

Последней каплей, переполнившей эту чашу, стало появление Леонова в телевизионной рекламе. Тогда, в семьдесят четвертом году, рекламы на телевидении почти не было. А уж известный актер в рекламном ролике воспринимался и вовсе как некий нонсенс, как происшествие недопустимое, порочащее актерскую честь и достоинство. Леонов думал иначе. С экрана телевизора он обаятельно торговал нототенией, аппетитно расхваливая преимущества рыбной кулинарии.

- Я взорвался, - писал Гончаров. - Собрал труппу и произнес речь, которую по отношению к самому себе никогда бы никому не простил. Дескать, костлявая рука голода совсем задушила Евгения Павловича. Скинемся, что ли, пустим шапку по кругу... Конечно. Женя этого не простил. Мы расстались».

«Обиды, Андрей, вообще не стоит копить: небольшое, как говорится, богатство, - писал он сыну. - Страшно, если ты озлобишься. Злой человек не может ничего сделать в искусстве. Художнику нужен добрый глаз и доброе отношение к людям. Это точно!»

Сын хотел стать актером, как отец. «Я с детства ездил на его концерты, смотрел его работы в кино. Мама тоже работала в театре, так что атмосфера театра была в нашем доме... Но больше всего повлияли на желание стать актером спектакли «Ленкома». Я мечтал сыграть в «Тиле». "В списках не значится"», - рассказывал Андрей.

В Театр имени Ленинского комсомола Евгений Павлович пришел в 1974 году, а в 1979-м, окончив Щукинское училище, туда же пришел работать его сын.

Работы Андрея Евгений Павлович всегда смотрел с удовольствием. Особенно Керубино в «Женитьбе Фигаро». Наблюдая за сыном, хохотал до слез, как ребенок.

Говорил, что Андрей воплотил завет Станиславского, который когда-то сказал Комиссарову, репетировавшему эту роль во МХАТе: «Вы должны играть юношу, у которого постоянно «стоит», ему хочется каждую женщину».

Вместе с сыном Леонов играл в спектакле «Вор» по пьесе Вацлава Мысливского. «Отец на сцене успевал контролировать меня, - признавался Андрей. - Иногда по ходу действия делал мне замечания: «Не тяни, не теряй темпа». Или вдруг отшатывался: «Поосторожней, зубы мне выбьешь!»

Как раз в это время Леонов затеял строить в подмосковном Манихино дачу. Старался обустроить все сам, своими руками: строгал, рубил, приколачивал. Поэтому строительство растянулось на десять лет. «Ничего. -говорил он своим, - зато потом, когда приедете все сюда, всегда меня вспоминать будете».

Семейство Леоновых увеличивалось. Сын женился. Еще перед уходом в армию - Андрей пошел служить не в Театр Советской Армии, а в настоящую воинскую часть - он познакомился с Марией Алехандрой Куэлас, чилийкой. Ее родители, когда к власти пришел Пиночет, эмигрировали в Швецию. Сама она захотела учиться на врача в Москве.

Евгений Павлович встретил Алехандру несколько настороженно. «Она все-таки иностранка. Ты будь поосторожнее», - сказал он сыну. Но постепенно к Алехандре все привыкли, а рождение внука, названного Евгением, Евгений Павлович встретил с триумфом: «Теперь я живу полнокровной лшзнью, - говорил он. - И работаю, и воспитываю внука».

О работе с Леоновым художественный руководитель «Ленкома» Марк Захаров вспоминал как о «радостном времени»: «После фильма «Белорусский вокзал», после того, как он сыграл на сцене «Ленкома» в «Иванове», «Оптимистической трагедии», других спектаклях, у меня сложилось радостное ощущение, что я работаю с великим русским артистом. Он многому меня научил.

Когда мы снимали «Обыкновенное чудо» и я что-то ему предлагал, он. подумав, соглашался: «Хорошо, я это сделаю. Но потом. Марку-ша. давайте снимем еще один дубль - я попробую провести эту сцену по-другому». Мы делали этот леоновский дубль, он ни у кого в павильоне не вызывал ни особого смеха, ни большой радости, но при монтаже фильма я убеждался, что именно этот дубль оказывался лучше, чем тот, что предложил я».

Евгений Павлович не мог отказать зрителю в возможности посмеяться, -рассказывал Марк Захаров. -Он всегда чувствовал тех, для кого работал, и зрители это чувствовали. Правда, люди иногда немножко упрощенно его воспринимали. Мы ездили с ним несколько раз в поезде в одном купе и на большие расстояния. И вот люди к нему бросались, чего только не предлагали. Тащили бутылки, просили с ним вместе выпить. А он как-то умело и всегда корректно их отводил - никого не обижал, ни от кого не отмахивался, никому не грубил и всем давал понять, что сейчас пить не время, ни к чему: я, мол, несколько не такой человек, как вы обо мне думаете».

«И балагуром, каким его представляли зрители, он не был, - вспоминал Марк Захаров. -Леонов никогда не рассказывал анекдоты, не шутил за кулисами, но мог себе позволить, я бы сказал, английский юмор. Обычно он появлялся за кулисами минут за десять до своего выхода. И вот как-то перед началом «Поминальной молитвы» он стоял в кулисе, а молодой артист, только что поступивший в театр, воззрился на него, как на чудо, набрал воздуху, открыл рот, чтобы что-то спросить, а слова застряли в горле. Леонов смотрел на него выжидающе, а тот все стоял с открытым ртом, мучался, но вопрос никак не рождался. И тогда Евгений Павлович сказал ему:

- Извини, я тебя перебью, но мне пора на сцену!»

В «Поминальной молитве» он всегда торопился на сцену. Он начал репетировать этот спектакль уже через четыре месяца после того, как пережил клиническую смерть. Это случилось летом 1988 года, во время гастролей «Ленкома» в Германии. В Гамбурге после спектакля «Диктатура совести» Леонову стало плохо. «Его привезли в больницу делать рентген, - рассказывал сын. - Вдруг он упал - остановилось сердце. Переводчица закричала, тут же сбежались врачи, стали делать искусственное дыхание, подключили аппаратуру.

19 суток он находился в коме. Из-за того, что кровь плохо циркулировала. обострились все имевшиеся болячки. Врачи решили делать операцию - аортокоронарное шунтирование. Но нас с мамой, которая уже приехала из Москвы, предупредили: «Готовьтесь, один шанс из тысячи». И он нам выпал. Случись та трагедия не в больнице, папа бы не выжил».

Премьера «Поминальной молитвы» состоялась 21 октября. Леонов выходил в этом спектакле на сцену еще пять лет. Ему было тяжело, но он не мог без работы. 29 января 1994 года он как всегда собирался в театр - на «Поминальную молитву». «Надел рубашку, -вспоминала Ванда Владимировна, - стал переодевать брюки - театральный костюм у него был дома - и вдруг пошатнулся и упал... В одну секунду его не стало».

Последняя роль Евгения Леонова в спектакле "Поминальная молитва"

«Не могу забыть тот вечер. Зрители показали феноменальную преданность своему любимому артисту, - говорил Марк Захаров. - Никто из тех, у кого были билеты, не сдал их. Люди пошли в храм по соседству с нашим театром, взяли свечи и стояли в руках с ними несколько часов у наших стен. И в день похорон... Мы, конечно, понимали, что придет много людей проститься с Леоновым, но что выстроится очередь через всю Малую Дмитровку до Садового кольца, не могли предположить...»

«Многие не верят в смерть Леонова, - сказал драматург Григорий Горин, автор многих ленкомовских спектаклей, в том числе и «Поминальной молитвы». - Смерть актеров вообще стала понятием ирреальным. Если звучит голос, если лицо чуть ли не каждую неделю показывают по телевизору. если фотографии с обложек книг... При чем тогда тут смерть? Лучше всего эту нелепицу отметил мальчик у нас во дворе. Его товарищ сообщил ему услышанное известие: «Винни-Пух умер!» - «Врешь! -спокойно сказал мальчик. -Винни-Пух не умер. Он сегодня вечером идет в гости!»

Автор биографии: Глеб Скороходов

 1837

понравилась биография? - поделитесь с друзьями!

Комментарии к биографии

Оставить комментарий