Биография, история жизни знаменитых людей - артистов, актеров, писателей, композиторов, и других известных деятелей

Астроном Отто Людвигович Струве - биография жизни

Отто Людвигович Струве, 1946 год

Биография Отто Людвиговича Струве

Отто Людвигович Струве принадлежал к известной астрономической династии Струве, насчитывающей в четырех поколениях шесть представителей, из которых он, безусловно, может быть поставлен на второе место после своего знаменитого прадеда основателя и первого директора Пулковской обсерватории Василия Яковлевича Струве.

Отец Отто Струве - Людвиг Оттович в течение двадцвати пяти лет являлся директором обсерватории в Харькове. Мать Отто Струве была из рода Бернулли, который дал несколько поколений выдающихся математиков.

Детские годы Отто Струве

Отто Струве на руках у отца Людвига Струве, 1903 год

Отто Струве был рождён 12 августа 1897 г., восьми лет его пленил телескоп в башне обсерватории и десять лет его уже оставляли одного «наблюдать небо», хотя он и боялся темноты, а в десять лет он с отличном окончил гимназию и поступил в Харьковский университет. Начавшаяся мировая война нарушила его планы.

Отто Струве в Харьковском университете

В конце первого курса Струве вынужден был покинуть Харьков и поступил в столичное артиллерийское училище. Через год он был направлен в чине младшего офицера в действующую армию на Восточный фронт воевать против Турции. После войны, в начале 1918 г. он возвратился в Харьков, догнал своих однокурсников и блестяще сдал экзамены. В 1919 г. он стал преподавать в Харьковском университете.

Гражданская война, мобилизация в добровольческую Белую армию, отступление вместе с разгромленными деникинискими войсками, эвакуация из Крыма — вот цепь событий в биографии Отто Струве, в результате которых он оказался в Турции. После различных мытарств и скитаний по Европе (в частности, ему пришлось работать грузчиком Гамбургском порту), потеряв почти всех своих родственников,

Научная работа и эмиграция Отто Струве в США

Отто Струве уехал в США и в 1921 г. стал ассистентом по звездной спектроскопии Йеркской обсерватории Чикагского университета, где быстро выдвинулся как искусный наблюдатель. В 1922—1923 гг. Отто Струве был секретарем неофициальной комиссии американских астрономов, которая снабжала русских астрономов научной литературой, особенности журналами, фотоматериалами, а также помогала им продовольственными посылками.

В архиве покойного директора Московской обсерватории чл. корр. АН СССР проф. С. Н. Блажко сохранилось несколько писем Отто Людвиговича Струве того времени, которые показывают его активную работу в комиссии. Письма Людвига Струве написаны с большой симпатией к советским астрономам, работами которых он очень интересовался.

Научная карьера Отто Струве

Не прекращались связи Отто Струве и с советской наукой. В 1927 г. по специальной просьбе журнала «Мироведение», издававшегося в Ленинграде, Отто Струве написал статью «Размышления о новых задачах в области спектрально-двойных звезд» («Мироведение», 16, № 2, 53—62, 1927), в которой он говорил об актуальных задачах астроспектроскопии, в частности об изучении тесных двойных звезд, и указывал на проблемы, в разрешении которых могли бы принять участие исследователи, располагающие скромными наблюдательными средствами.

В 1928 г. совместно с Б. П. Герасимовичем, находившимся в научной командировке в США, он провел исследование физических свойств газового субстрата в Галактике. К 1928 г. относится очень важная работа Отто Струве и Г. А. Шайна (их сотрудничество осуществлялось путем переписки) по разработке метода обнаружения вращения звёзд. Вращение оказалось важной характеристикой, изменение которой, несомненно, связано с эволюцией звезды.

В 1929 г. Отто Струве совместно с Г. А. Шайном опубликовал исследование о контурах линий поглощения быстро вращающихся звезд. С этого времени как Отто Струве и Г. А. Шайн, так и многие другие исследователи начали интенсивно изучать новую звездную характеристику — вращение звезд. Эта работа была также доложена на 4-м съезде астрономов СССР.

В 1932 г. совместно с К. Ф. Огородниковым, который был в научной командировке в США, О. Струве подробно исследовал спектр Бета Цефея — представителя интересного тина пульсирующих звезд.

Жизнь Отто Людвигович Струве оборвалась в больнице города Беркли США 6 апреля 1963 года, на 66-м году жизни.

718

понравилась биография? - поделитесь с друзьями!

Комментарии к биографии